Из
цикла "Миражи
детства"
А.
Головцов
"Неудачный
финт".
В начале шестидесятых годов, когда партия
направила народ на "развернутое построение коммунизма", взялись за улучшение
подготовки его будущих
созидателей.
Продлили (до одиннадцати лет) и подправили
среднее образование - труд стал его альфой и омегой. Второе место в алфавитном
промежутке заняла химия ("…и химизация сельского хозяйства"), далее выстроились
математика, физика ...
Учебную неделю для старшеклассников сократили до
четырех дней, в день пятый-
пятницу, обязали ударным трудом на заводах и полях приобретать конкретную
профессию. Таковой для меня стала профессия слесаря- сборщика, которую со своими друзьями-одногодками в
течение трех лет осваивал на Уманском машиностроительном заводе. На первом этапе
нас наставлял и обучал Виктор Ушаков - молодой, симпатичный парень, северным
ветром странствий занесенный в наши
южные края.
В пролетарской среде наставник выделялся
колоритной внешностью типичного русака, говорком, прибаутками ("Слесарь
Хабибулин, меж берез и сосен,/ Как жену чужую, засосал ноль восемь", " Анекдот
без мата - что борщ без томата" и другими - совсем ненормативными).
Процесс труда и обучения Виктор сопровождал красочными рассказами о
былых и текущих амурных похождениях
и достижениях, с конкретными рекомендациями благодарным слушателям. Иногда играл
с нами в шахматы, вслепую. Никогда не проигрывал.
Окончил потомок рязанских казаков совсем плохо - в принципиальном споре о роли органов в народной жизни придавил
за горло милиционера и попал, к нашему искреннему горю, в казенный дом на
несколько лет. Огранку строителей светлого будущего продолжил новый мастер,
попроще и менее приметный.
"Школа- это место, где шлифуют булыжники и губят
алмазы"
Роберт Ингерсолл
В нашей школе шустрые "хлопцы"- практиканты в
процессе трудового воспитания
шлифовали обычные гайки, превращая их после тончайших слесарных
манипуляций и хромирования в ходовые изделия - перстни. Спрос на них среди
прыщавых юнцов на городской "стометровке" был очень высок.
Попытка заняться перспективным бизнесом
завершилась крахом - вместо гайки обточил указательный палец, лишив его на всю
оставшуюся жизнь ногтя.
Происшествию придали характер чрезвычайного,
делу дали ход - присудили мне за третью четверть четверку по поведению. Хотя и наметился
прогресс ( во второй четверти
за создание порнографической поэмы оно было оценено только в три балла), преодолеть кризис
отношений с педсоветом могла только рутинная пятерка .
На этот раз чуть было не
подвела страсть к футболу. В обеденный перерыв - в любое время года, при любой
погоде - на площадке за заводом, во дворе школьных мастерских , разделившись на две команды, мы без
устали гоняли мяч. Перерыва
на доброе дело не хватало.
Продолжали в дополнительном тайме,
который обычно завершался только с
выходом на поле руководителя практики,
Галины Яковлевны.
В тот злополучный апрельский
день она задержалась дольше обычного. По установившейся традиции игра не
прерывалась - счет был ничейным, и каждая сторон яростно билась за
победу.
Моросил противно-холодный дождь, поле было
вязким, покрыто пятнами луж.
Наконец, во двор вбежала растерянная учительница
и рысцой засеменила в сторону ближних ворот.
Дальнейшее, из-за трагического финал, память навсегда зафиксировала с
точностью до мгновения.
Изменение диспозиции замечаю, но азарт гонит в
последнюю атаку. Все внимание
сосредоточено на ведении мяча -
контроль за ситуацией на поле утерян. Не вижу, что соратники и соперники,
прихватив сваленные у ворот телогрейки, перемещаются в сторону завода, что на
воротах уже стоит запыхавшаяся Галина Яковлевна. Заношу, как взвожу курок,
правую ногу и на мгновение отрываю взгляд от мяча для оценки расстояния для ворот, подправки
прицела.
С изумлением обнаруживаю нового вратаря,
механически фиксирую оцепеневшую фигуру, посеревшее от ужаса лицо, взгляд "кролика на удава", но
менять решение поздно и, как
выстрел, следует удар.
Мяч из-под правой ударной ноги вылетает, как
камень из пращи, и нокаутирующим ударом бьет педагога точно в лоб - глухой стук падения, запрокинутые
ноги, испачканные
чулки.
Мгновение тишины. До сознания докатывается весь
ужас ситуации - вновь педсовет, тягучие разборки, потеря последней надежды на приличную
оценку по поведению.
Подбегаю к пострадавшей, водой из лужи смачиваю
виски и лоб. Невнятно бормоча извинения,
помогаю
подняться и, поддерживая за
талию, веду в сторону слесарного цеха.
К великой моей удаче слух об этом трагическом происшествии не дошел до
педагогической общественности. Галина Яковлевна "забыла" о
случившемся.
Сама неприличность ситуации, в которую ее
поставил неуравновешенный ученик,
вынудили никому о происшедшем не рассказывать. К тому же природная мягкость и всепрощающая
доброта не могли допустить тяжелых
житейских последствий для подопечного.
Уже покинув школу, долго со стыдом вспоминал
очень неделикатный проступок, не раз
мысленно извинялся не раз перед доброй Галиной
Яковлевной.
Со временем происшествие в тумане ушедших лет
обрело добрые очертания умилительно комического.
Как
давно это было ! ! !
Пролетели дни, прошли годы, с неумолимой
беспощадностью наращивая свой счет.
В
ностальгических видениях -
незабываемые, беззаботные дни детства.
"Золотой век" доступного образования, среднего и
высшего.
Равные для "…юношей, жизнь
начинающих" условия достойного и справедливого старта во взрослую жизнь не за счет
возможностей кошелька родителей, а за счет характера, интеллекта и
настойчивости.
Благожелательная, комфортная среда обитания, выделявшая и
продвигавшая лучших; увлеченные
своим делом представители самой уважаемой профессии - учителя, давшие мне и моим
сверстникам в маленьком провинциальном городке основательное и качественное
образование.
Где вы, наставлявшие нас на "…разумное, доброе,
вечное", милые, славные спутники далекого, полузабытого детства ?
"Иных уж нет, а те далече
..."
г. Киев, сентябрь 2003 г.