|
Состав группы
Первый экипаж: |
Второй экипаж: |
Третий экипаж: |
|
1 |
Орлов Борис Константинович |
Морев Виктор Анатольевич |
Качер Борис Геннадьевич |
2 |
Семенов Виктор Алексеевич |
Тихомиров СергейГригорьевич (P) |
Тиничев Сергей Александрович |
3 |
Телегин Юрий Александрович |
Гарбарук Виктор Владимирович |
Качер Вера Ивановна |
4 |
Гарбарук Андрей Викторович |
Стрелец Борис Хаймович |
Волков Александр Яковлевич |
5 |
Иванов Валерий Сергеевич |
Жерновой Игорь Витальевич |
Подъезды
Мы заранее взяли билеты на поезда Санкт - Петербург - Москва N47, Москва - Бийск N96, а также на обратную дорогу Бийск - Москва N95, Москва - Санкт - Петербург N110, привязав себя таким образом к жесткому исполнению графика движения на маршруте, а также к подъездам на маршрут и, особенно, отъездам с маршрута.
По предварительной договоренности в Бийске нас встречал автобус, на котором мы доехали до гостиницы, где переночевали и восстановились после дороги в поезде. На следующий день в 4 часа утра на этом же автобусе мы выехали по Чуйскому тракту в сторону поселка Чибит. В 13 час. 20 мин. мы были у подвесного моста через р. Чую, откуда начали пешеходную часть маршрута в сторону Шавлинских озер.
Через пять дней, вернувшись в поселок Чибит мы легко (в течении 40 минут) нашли автомашину ГАЗ-66, которая за 3,5 часа довезла нас через поселки Усть - Улаган и Саратан по правому берегу Башкауса на 1 км. выше каньона Змейка. Надо сказать, что это была единственная заранее не спланированная заброска на всем маршруте.
Сплав мы закончили у моста через Башкаус выше поселка Кок - Паш. Отсюда нас должна была забрать машина и отвезти в г. Новосибирск. Мы готовы были ехать до Бийска, но предварительно нам поставили условия, что машина должна быть оплачена до Новосибирска, что было нами принято, хотя дорога в 960 км. далась нелегко, особенно водителям. Место окончания сплава, несмотря на кажущуюся цивилизованность, имеет довольно нестабильную связь с 'Большой землей' и здесь можно задержаться на несколько дней, если заранее не проработать вариант отъезда. По словам местных жителей можно выехать катером от устья Чулышмана в Артыбаш, но расписание постоянно меняется и его надо уточнять. С большой вероятностью есть рейс один раз в неделю по пятницам. Опять же со слов местных жителей, можно договориться с владельцами небольших катеров, которые при наличии бензина и отсутствии шторма на озере иногда берутся за вывоз групп в Артыбаш. Ожидание машины при наличии билетов на поезд, сопровождалось легким волнением, но как оказалось напрасно. Водители оказались очень ответственными и пунктуальными людьми. 28.07.99г. в 16-00 мы выехали с места нашей последней стоянки на Башкаусе и 30.07.99г. в 6-20 были на железнодорожном вокзале в Новосибирске, откуда выехали в Москву, а затем в Санкт - Петербург.
Техническое описание
1. Радиальный выход на Шавлинские озера.
2. Сплав по реке Башкаус.
1. Радиальный выход на Шавлинские озера.
Вдоль левого берега Чуи высоко над рекой идет тропа с многочисленными крутыми подъемами и спусками. По этой тропе за 1 час 40 минут чистого ходового времени мы дошли до реки Орой и переправились на ее правый берег. Здесь есть несколько мест для стоянки. Далее тропа полого поднимается вверх и раздваивается: одна продолжает идти вдоль Чуи, а другая уходит вправо вверх в обход водопадного участка Ороя. Здесь начинается самый крутой подъем на всем пути к перевалу. В конце подъема тропа выходит к Орою и далее полого поднимается вдоль правого заболоченного берега. Выше слияния двух истоков Ороя тропа переходит на левый берег правого истока. Немного ниже переправы есть место для стоянки, и здесь мы устроили первый ночлег.
На следующий день мы продолжили путь и, примерно, за 1 час 20 минут чистого ходового времени вышли на перевал Орой (высота 2020 м.). Перед перевалом тропа выходит на дорогу, у которой стоит дом. Сам перевал представляет собой заболоченное плато , полого спускающееся в юго-западном направлении к реке Шабага.
С перевала тропа спускается к левому истоку Шабаги, пересекает его и по правому берегу через 30 минут выходит к слиянию истоков, где снова переходит на левый берег. Далее тропа идет все время по левому берегу Шабаги. Наиболее трудный участок с крутыми спусками и подъемами идет от слияния истоков до левого притока. Через приток наведена переправа из стволов деревьев. Примерно за 1 километр до устья Шабаги, тропа уходит влево, спускается на заболоченный пологий участок, довольно долго идет по нему и выходит на правый берег реки Шавлы. Здесь есть хорошее место для стоянки, где мы и встали на ночлег. Путь от Шабаги до стоянки занял у нас 35 минут.
На следующее утро мы встали пораньше и к 11 часам поднялись к Ср. Шавлинскому озеру. Наиболее крутой подъем был на участке от слияния Левой и Правой Шавлы. Поставив лагерь на самой живописной поляне, окруженной деревянными идолами, мы посвятили весь день фото- и видеосъемкам (фото 1). Прямо от поляны, на которой мы стояли, открывается вид на заснеженные вершины пиков Красавица, Сказка и Мечта. Пик Красавица - самый высокий в этом районе (3672 м.). Само озеро мы наблюдали при разной погоде, но наиболее красивым оно выглядит при полном безветрии, когда окружающие горы отражаются в нем, как в зеркале.
Обратный путь занял у нас два дня. Утром 13 июля в поселке Чибит мы договорились с водителем ГАЗ - 66 о заброске нас на Башкаус. До отъезда мы сделали подзарядку аккумуляторов видеокамер в доме водителя и во второй половине дня были уже на Башкаусе в 6 километрах выше поселка Саратан, где присоединились к основной части нашей группы.
2. Сплав по реке Башкаус.
Каньон Змейка. На входе в каньон порог средней сложности (фото 3). Осмотр порога возможен как по левому, так и по правому берегу. Мы делали осмотр и съемки с левого берега. Порог прошли с взаимной подстраховкой. В самом каньоне препятствий нет. Длина каньона около 1 километра, высота стен до 30 метров. После каньона 100 метров спокойной воды и начинается входная шивера в каньон Открытый.
Каньон Открытый. Длина каньона около 1,5 километров, отвесных стен нет. Сразу за входной шиверой русло реки резко сужается, и следует слив шириной 2-2,5 метра (фото 4). При уровне воды выше среднего ширина прохода увеличивается. В 30 метрах выше слива у левого берега есть суводь, где мы поочередно и чалились. 1-й экипаж зачалился и сделал замер ширины слива, после чего последовал сигнал другим экипажам, что прохода нет. Было решено подвести суда к невысокому левобережному скальному выступу и перекинуть их через него в маленькую суводь ниже слива. Что и было сделано. Вдесятером перекинуть груженый катамаран не составило особого труда.
Ниже каньона река упрощается и через 30 минут сплава подходим к поселку Саратан. Далее до порога N72 примерно 1 час хода. На этом участке перед правым притоком Артур-Гол следует каскад шивер. Ориентиром порога N72 является скальное сужение и дом на высоком правом берегу.
Порог N72 - Предбанный. Порог представляет собой узкий скальный коридор с несколькими простыми сливами и прижимами к скальным берегам. После порога следует спокойный участок длиной около 100 метров и начинается Саратанский каньон.
Саратанский каньон. Длина каньона около 7 километров, в нем несколько порогов. Порог N73 - Камень преткновения (фото 5, 6). Самое сложное препятствие в каньоне. Расположен примерно в 400 метрах ниже входа в каньон. Осмотр порога лучше делать по правому берегу. Порог начинается за крутым левым поворотом шиверой, переходящей в слив. Затем, вся струя, отражаясь от скального выступа левого берега, бьет в Камень преткновения и большая часть уходит левее его. 1-й экипаж прошел справа от камня и встал на страховку. 2-й и 3-й экипажи прошли слева от камня. Ниже порога следует несколько сливов, затем река успокаивается. Через 10 минут сплава порог Трек.
Порог N74 - Трек. Ориентир - заметное сужение русла в невысоких скалах. Осмотр по правому берегу. Порог представляет собой слив с камнями в центре русла, которые делят струю на две примерно равные части. Правая часть более удобна для прохождения и здесь прошли все три наших катамарана. За порогом начинается узкий скальный коридор длиной 1,5 километра.
Через 15 минут сплава после порога Трек с левого берега впадает водопадный ручей, а еще через 5 минут - расширение русла, где нужно зачалиться в конце плеса к правому берегу для осмотра порога Интеграл.
Порог N75 - Интеграл . Это второй по сложности порог Саратанского каньона. Порог начинается на правом повороте реки. В русле много скальных глыб. В конце порога сужение русла до 5-6 метров. Мы проходили порог сначала в левой половине русла, а затем уходили к правому берегу.
Порог N76 - Проводка. Представляет собой слив высотой более 1,5 метров, разделенный камнем на две части. Правая часть более чистая, где мы и прошли.
Далее до конца Саратанского каньона серьезных препятствий нет. Весь каньон мы шли не разгружая катамаранов. Участок реки, на котором располагаются поселки Усть-Улаган и Кара-Кудюр, не содержит сложных препятствий. В Усть-Улагане мы задержались, сделав обед и посетив почту и магазин. В этот же день мы встали на стоянку примерно в 3-х километрах ниже поселка Кара-Кудюр на правом берегу Башкауса недалеко от устья правого притока. Отсюда уклон реки постепенно увеличивается, возрастает количество и сложность препятствий. Берега становятся более крутыми. Препятствия, в основном, шиверы. Есть несколько прижимов, могут встретиться заломы из бревен и отдельные застрявшие бревна.
Утром 16 июля при отличной солнечной погоде мы за 1 час дошли до каньона Щель.
Каньон Щель. Каньон расположен в 2-х километрах ниже впадения реки Паспарта. Длина каньона около 300 метров, ширина русла от 5 до 16 метров, высота стен до 20 метров. В конце каньона высоко над рекой скотопрогонный мост. Каньон несложный, однако, осмотр его обязателен из-за возможного засорения бревнами. Прошли с взаимной подстраховкой. До каньона Глубокий шли 20 минут. На этом участке длиной около 2,5 километров несколько шивер средней сложности.
Каньон Глубокий. При приближении к каньону высота скальных берегов возрастает. Каньон начинается на крутом правом повороте за небольшим левым притоком, перед которым ближе к правому берегу стоит большая скала - 'Дом'. Длина каньона около 2,5 километров, высота стен до 100 метров. В каньоне два препятствия средней сложности. Метров через 800 от входа в каньон на локальном правом повороте препятствие N116 - слив и два мощных обратных вала. Через 150 метров слева небольшая валунная отмель, к которой надо обязательно причалить для осмотра порога N117 - Колючий. В пороге в правой части русла стоят последовательно три больших камня. Между отвесной стеной правого берега и двумя нижними камнями - мощный слив с несильным прижимом к правому берегу. Первый камень мы обходили слева, а два нижних - справа, прижимаясь к ним, чтобы уйти от прижима (фото 7). Далее до конца каньона препятствий нет.
От каньона Глубокий до реки Тускуль мы шли 1 час 40 минут. На второй половине этого участка есть довольно мощные шиверы и сливы. Сразу за устьем реки Тускуль на левом берегу Башкауса мы сделали стоянку.
За ночь уровень воды в Башкаусе упал на 15 сантиметров. Утром 17 июля мы продолжили сплав и через 5 минут зачалились к правому берегу в устье ручья Московский, который является ориентиром Нижнего ущелья Башкауса. Открывает Нижнее ущелье порог Безлюдный.
Порог N133 - Безлюдный (фото 8). Порог начинается сразу за устьем ручья Московский разгонной шиверой длиной около 500 метров. Затем с интервалом в 100 метров следуют два ключевых места - обратный вал через всю реку и наиболее сложная часть порога с большим падением и несколькими ярко выраженными сливами и 'бочками'. Ближе к левому берегу - большой камень с сильным навалом на него. Проходили порог в правой половине русла.
После этого порога на длине 1 километр следуют две простые шиверы. Затем впереди видны огромные камни, перегораживающие все русло реки - это начало порога Баррикадный. Чалка к правому берегу для осмотра порога.
Порог N136 - Баррикадный (фото 9). Один из самых сложных в техническом плане порогов Башкауса. Длина порога около 400 метров, перепад более 10 метров. В пороге можно выделить три ступени. Первая ступень - двухметровый косой слив, после которого надо резко уйти влево для того, чтобы правильно войти в мощный слив второй ступени, расположенный в 'воротах', образованных двумя большими камнями в центре русла. Далее река разделяется грядой камней на два потока. Третья ступень также содержит двухметровый слив, завершающий порог. На этом пороге мы впервые сделали обнос вещей. Сначала в порог тандемом пошли 1-й и 2-й экипажи. После второго слива 1-й экипаж резко ушел вправо и встал на страховку в суводи за правобережным камнем, а второй экипаж пошел дальше, обойдя слева гряду камней, и за последним сливом порога зачалился к правому берегу. Третий экипаж, также, как и предыдущие экипажи, зашел в порог под самым правым берегом, чисто прошел оба слива и затем перешел из левой половины русла в правую через один из проходов в гряде камней. Первый экипаж, уйдя со страховки, прошел нижнюю часть порога в правой половине русла. Далее, погрузив вещи на катамараны, мы продолжили сплав.
Участок до порога N141 прошли за 8 минут. На нем несколько несложных, но мощных шивер. Перед порогом N141 чалились к левому берегу для осмотра.
Порог N141 - Крутой (фото 10). Порог представляет собой серию крутых сливов на длине около 50 метров с направлением от правого берега к левому. Заканчивается порог сливом более 2-х метров. Ниже порога струя наваливает на скалу, лежащую в русле ближе к правому берегу. Скала обходится, как слева, так и справа. Метров через 50 начинается следующий порог Мельница. Сначала Крутой прошли тандемом 1-й и 2-й экипажи, а затем 3-й экипаж. Все экипажи прошли по основной струе и чалились к левому берегу. Страховку осуществляли спасконцами ниже последнего слива. Перед порогом Мельница перечалились к правому берегу.
Порог N142 - Мельница. Длина 200 - 250 метров. Представляет собой серию крутых сливов среди большого количества обливных и полуобливных камней. Особую сложность представляют два обливных камня в середине порога и мощный навал на скалу Линкор в конце порога. Все экипажи заходили в порог в правой половине русла и, затем, работали на то, чтобы чисто пройти между обливниками в середине порога. Это удалось только 1-у экипажу. 2-й и 3-й экипажи наезжали гондолой на левый камень. Скалу Линкор обошли справа. Чалились к правому берегу. Далее метров через 400 следует порог Пирамида.
Порог N143 - Пирамида. Порог средней сложности. Во второй половине порога пирамидальная скала высотой около 5 метров. Заканчивается порог сливом высотой около 1,5 метров. Прошли порог в правой половине русла.
Далее до устья р. Оныш идет серия шивер и, затем, два довольно сильных прижима - сначала к левому берегу, а затем к правому. Весь участок прошли без чалок, определяя путь прохождения с воды. Зачалились за устьем Оныша к правому берегу. Здесь отличное место для стоянки, где мы запланировали дневку.
18 июля - дневка с баней. Весь день с небольшими перерывами шел моросящий дождь. Вода поднялась на 30 сантиметров. Часть группы сделала радиальный выход в горы. 2-й экипаж ремонтировал свой катамаран.
19 июля характер погоды не изменился и, так как мы пришли в устье Оныша на день раньше графика, то решили остаться здесь еще на один день. В этот день мы провели тренировки по организации спасательных работ и наведению воздушной переправы через Оныш (фото 11). Вода в Башкаусе поднялась еще на 15-20 сантиметров и приобрела коричневый цвет.
На следующий день мы продолжили сплав и через 20 минут зачалились к левому берегу перед порогом Ключевой. На этом участке сразу за устьем Оныша следуют три простые шиверы, а в 100-а метрах ниже последней из них - простой порог N152. В конце порога с левого берега впадает ручей. При необходимости порог можно осмотреть с правого берега.
После порога N152 река успокаивается на коротком участке до правого водопадного притока. Затем следуют шивера N153 и порог N154. Порог несложный, но его рекомендуется осмотреть, т.к. через 300 метров начинается первая ступень порога Ключевой. Чалка для осмотра к правому берегу сразу за бомом после водопадного притока. Отсюда же можно определить место чалки к левому берегу перед порогом Ключевой.
Мы, имея предыдущий опыт прохождения этого участка, прошли его без
промежуточных чалок.
Порог N155 - Ключевой (фото 13, 14, 15, 16, 17). Это один из самых сложных и опасных порогов Башкауса. В пороге три ступени. Длина первой ступени около 30 метров, перепад более 5 метров. В центре продольная гряда камней. Ниже гряды несколько мощнейших сливов и обливных камней. Струя, идущая справа от гряды, бьет в вертикальную стенку огромного правобережного камня. Струя слева от гряды камней менее мощная, но заход туда более сложен, а кроме того, на выходе часть струи бьет в левобережный камень с опасным 'карманом', который при нашем уровне воды был почти не виден. Ниже первой ступени идет быстроток длиной 30-40 метров, и на правом повороте реки следует гряда больших камней через все русло - это начало второй ступени. Проход в левой половине русла по мощному сливу. Далее следует плавный левый поворот и под отвесной правобережной стеной расположена третья ступень порога.
После осмотра порога было принято решение, что первую ступень пойдет только 1-й экипаж, а два других будут страховать с воды. 2-й и 3-й экипажи обнесли свои катамараны и поставили их в левобережной суводи ниже первой ступени. Вещи обнесли за третью ступень. 1-й экипаж зашел порог в правой половине русла, прошел, как и планировалось, вдоль гряды камней, но за грядой в мощных сливах не смог отработать влево и прошел в опасной близости от правобережной стены. Вторую и третью ступени все экипажи прошли в левой половине русла. Погрузив вещи, мы пошли дальше.
На участке реки между порогами Ключевой и Капкан длиной, примерно, 1 километр расположены препятствия N156 - 158. Вначале идет длинная мощная шивера, а затем два порога средней сложности. Перед порогами мы зачалились и сделали просмотр реки до порога Капкан. Определив место чалки, мы поочередно прошли этот участок и зачалились в правобережной суводи перед порогом Капкан. Порог при нашем уровне воды оказался проходимым. Решив сделать прохождение на следующий день, мы отнесли вещи к порогу Камикадзе, где и поставили лагерь. Тропа обноса очень сложная.
Утром 21 июля установилась отличная солнечная погода, и мы вернулись к катамаранам в хорошем настроении. Подготовка к прохождению заняла довольно много времени.
Порог N159 - Капкан (фото 18, 19). Очень сложный и опасный порог. Состоит из двух ступеней. Первая ступень представляет собой гряду камней поперек всего русла. В малую и среднюю воду эта ступень непроходима из-за узких проходов между камнями и 'клыками' в сливах. При нашем уровне воды можно было идти и по центральному водопадному сливу и по дугообразному сливу у правого берега. Высота слива первой ступени около 2,5 метров. Во второй ступени в русле два больших скальных обломка: один ближе к правому берегу, другой - к левому (на него идет сильный навал струи). Между ними довольно широкий проход. На выходе из порога очень мощная 'бочка' и сразу за ней начинается шивера, переходящая в порог Мясорубка. При подготовке к прохождению порога Капкан мы особое внимание уделили страховке, т.к. известно, что большинство криминальных случаев на Башкаусе происходило на участке между порогами N157 и Камикадзе. 3-й экипаж обнес свой катамаран и встал на страховку в небольшой суводи ниже последнего слива порога. Вдоль шиверы были выставлены трое страхующих с метательными спасконцами.
Первым пошел в порог 2-й экипаж. Пройдя по суводи вверх и выйдя на струю, он развернулся и зашел точно в середину центрального слива первой ступени. Вынырнув из-под слива, он зашел во вторую ступень по центру и зачалился ниже последнего слива к правому берегу рядом со страхующим катамараном. 2-й экипаж остался страховать с воды, а 3-й экипаж перешел на страховку спасконцами. 1-й экипаж зашел в центральный слив первой ступени на метр правее предыдущего экипажа и ушел под воду чуть-чуть лагом. Когда катамаран всплыл, левого кормового гребца на своем месте не оказалось, но через мгновенье его шлем появился между гондол, и он стал пытаться выбраться на катамаран, в чем ему стал помогать лоцман. Передние гребцы в это время тянули катамаран вперед из-под слива и, когда это удалось, стали отрабатывать вправо, т.к. катамаран стало затягивать струей на левый скальный обломок на входе во вторую ступень порога. Тех 10 секунд, через которые катамаран оказался у скального обломка, не хватило, чтобы левый кормовой вылез на гондолу, а трое других членов экипажа увели катамаран на центр слива. Левая гондола вышла на вершину отбойного вала, а правую притопило под вал и катамаран стал переворачиваться вокруг правой гондолы. Переворот произошел на длине 10-15 метров, и последний слив порога катамаран прошел в перевернутом положении. Экипаж держался между гондолами. Страхующий катамаран вышел на струю к перевернутому и стал сопровождать его по шивере, пытаясь помочь подойти к берегу. Первый брошенный спасательный конец достиг цели, но, терпящий аварию экипаж, не смог им воспользоваться. Второй страхующий с берега спасательный конец не бросал намеренно, т.к. на линии броска находился страхующий катамаран и бросок мог бы усугубить аварийную ситуацию. Только бросок самого нижнего метателя помог сдернуть перевернутый катамаран с основной струи ближе к правому берегу, а страхующий катамаран затолкнул его в 'тень' правобережного скального выступа, ниже которого аварийное судно зацепилось рамой за выступающий камень и остановилось. До первого слива порога Мясорубка оставалось 15-20 метров. Так завершилось прохождение Капкана. Многолетний опыт сложных походов и самоотверженность участников помогли достойно завершить чрезвычайную ситуацию. В этот день мы больше не предпринимали никаких активных действий и, вернувшись в лагерь, посвятили оставшуюся часть дня отдыху и обсуждению прохождения Капкана. Выяснилось, что выпадение левого кормового гребца произошло из-за недостаточного закрепления ног в дугах.
Порог N160 - Мясорубка. Очень мощный и один из сложнейших порогов на Башкаусе. На входе в порог огромный камень, на который наваливает вся центральная часть струи первого слива. Большая часть воды уходит вправо от камня и стремительно несется среди высоких скальных обломков. Это место носит название Ножи Мясорубки. Здесь прохождение очень опасно. Более реально прохождение по мощным сливам в левой части русла, но заход туда очень осложнен камнем на входе в порог. Выходные сливы круты и весь порог заканчивается мощнейшей 'бочкой'.
Утром 22 июля мы обнесли порог Мясорубка. Обнос сложный и трудоемкий. Затем мы навели воздушную переправу над первой ступенью порога Камикадзе (фото 23, 24), для чего 1-й экипаж без груза прошел эту ступень и зачалился к левому берегу. Переправив на левый берег груз и двух операторов, мы прошли пороги Каменный остров и Камикадзе.
Порог N161 - Каменный остров. Начинается сразу за последним сливом Мясорубки. Русло разделено островом из больших камней на две части. В левой протоке много камней и навал на левобережные скалы. Проход по правой протоке больших сложностей не представляет. Мы прошли правой протокой.
Порог N162 - Камикадзе (фото 21, 22, 25,26, 27). Сложный порог, который не может быть обнесен и требует тщательной подготовки при прохождении. Правый берег - отвесная стенка в несколько сотен метров длиной и высотой. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень - крутой слив в камнях, ниже которого сильный прижим к правобережным скалам. Вторая ступень представляет собой очень мощный слив с 'бочкой'. Мы проходили первую ступень порога в правой половине русла и ниже прижима чалились к левому берегу. Здесь мы загрузили вещи на катамараны и затем прошли вторую ступень порога по центральной части русла.
Пороги N163 и N164. Простые пороги - сливы. Первый из них расположен через 100 метров после Камикадзе. В 50-и метрах ниже второго начинается порог N165.
Порог N165. Длина около 300 метров. Первые 200 метров представляют собой сложную шиверу. В конце порога на левом повороте довольно мощный слив. Для осмотра следующего порога можно чалиться на спокойном участке реки к правому берегу. Мы не стали чалиться, а потом пожалели, т.к. на пороге N166 можно было сделать очень динамичные видеокадры.
Порог N166 - Стиральная доска. Простой, но очень мощный порог длиной около 100 метров. После порога необходима чалка к правому берегу для осмотра следующего участка, на котором простая шивера N167 переходит в сложный порог Троглодит.
Участок реки между порогами Камикадзе и Троглодит мы прошли без промежуточных чалок, определяя путь прохождения препятствий с воды. Оставив катамараны перед порогом Троглодит, мы отнесли вещи в конец порога, где есть хорошее место для стоянки и поставили лагерь. Вечером и всю ночь шел дождь. Утром 23 июля мы сняли лагерь, вернулись к катамаранам и начали прохождение порога Троглодит.
Порог N168 - Троглодит (фото 28, 29). Длинный порог с большим количеством камней, требующий сложной лавировки. В конце порога на локальном правом повороте серия мощных сливов. Ниже порога вода успокаивается, следует плесовый участок длиной 50 метров и сразу за ним начинается порог Свинья. Верхнюю часть Троглодита все три экипажа прошли в левой половине русла, затем ушли в центр, а серию сливов в конце порога прошли поразному: 1-й экипаж ближе к левому берегу, 3-й - ближе к правому, а 2-й по центру. Погрузив вещи на катамараны, мы продолжили сплав. Перечалившись на левый берег, мы осмотрели порог Свинья.
Порог N169 - Свинья. В этом коротком пороге основную сложность создает гряда камней на выходе, идущая наискось от левого берега к правому. Единственный проход расположен в левой части гряды. Здесь мы и прошли. Осмотр порога лучше делать по левому берегу. После порога через 150 метров чалка к левому берегу до выступающей в русле высокой глыбы. Отсюда делается просмотр порога N170.
Порог N170. Длина около 500 метров. Мы не пошли смотреть весь порог, а, осмотрев только верхнюю часть, прошли его с несколькими промежуточными чалками для осмотра участков, вызывающих сомнение. Местами лавировка очень сложная. В конце порога перед устьем правого притока р. Кызылгак есть две небольшие суводи у левого берега, где мы и зачалились для осмотра следующего порога.
Порог N171 . Начинается сразу за устьем Кызылгака. Длина 200 метров. Более сложный, чем предыдущий порог. Прошли по основной струе. Чалились к левому берегу.
Далее следует длинная шивера N172 средней сложности. В этом месте долина реки расширяется, и здесь есть неплохие места для стоянки. Шиверу N172 и простой порог N173 мы прошли без просмотра и, примерно в 1 километре ниже р. Кызылгак встали на стоянку на правом берегу. Место оказалось очень хорошим.
Утром 24 июля начался резкий подъем воды в Башкаусе. Пройдя участок до шиверы N174, мы зачалились в конце ее для просмотра порога N175, который начинается у впадения левого водопадного притока р. Огозо. При просмотре выбрали место чалки перед порогом Семейный.
Порог N175 представляет собой серию мощных сливов. Последний слив высотой около 2 метров расположен в резком сужении русла скалами. За порогом спокойный участок длиной около 100 метров. Все экипажи прошли порог по основной струе и зачалились к правому берегу в конце спокойного участка, сразу за которым начинается следующий порог.
Порог N176 - Семейный (фото 33). Короткий, но очень мощный. На длине около 50 метров перепад составляет более 4 метров. В пороге несколько сливов, самый мощный из которых первый. На выходе вспененная струя наваливает высоким пузырем на стену левого берега и затем успокаивается в извилистом скальном коридоре перед порогом Упрямый.
Порог N177 - Упрямый (фото 34). Сложный мощный порог на плавном левом повороте. В верхней половине порога русло довольно широкое и в нем очень много камней. Проход здесь предпочтительнее вдоль левого берега. Затем идет сужение русла и несколько мощных сливов.
Когда мы подошли к этим порогам, подъем уровня воды достиг такой отметки, что почти все камни оказались под водой, и река представляла собой мощнейший поток, готовый перевернуть любое судно. Мы решили обносить оба порога. Сначала обнесли вещи, а затем катамараны. Обнос достаточно сложный, особенно для судов. В конце порога Упрямый есть неплохое место для стоянки, где мы и поставили лагерь.
Утром 25 июля, когда мы продолжили сплав, уровень воды в реке понизился очень незначительно.
Порог N178. Длина около 350 метров. Начинается сразу за Упрямым. В пороге 9 сливов, разделенных участками быстротока. Первый слив мы прошли ближе к левому берегу, затем 5 сливов по центру и 3 последних слива снова ближе к левому берегу. Через 200 - 250 метров начинается следующий порог.
Порог N179. Состоит из двух ступеней. Вторая ступень в скальном сужении. Осмотр можно сделать по правому берегу. Прошли порог в левой половине русла. Через 70 метров следующий порог.
Порог N180 - Яйцо. Ориентиром порога является серый валун высотой 10 метров в конце порога. Первая ступень - дорожка валов и сливов перед локальным левым поворотом. После нее чалка к левому берега для осмотра второй ступени, которая более сложна. Прошли порог в левой половине русла. Через 70 метров следующий порог.
Порог N181. Короткий, но мощный порог в скальном коридоре. Прошли порог в левой половине русла.
Порог N182. Через 200 метров после предыдущего. Длинный пологий слив со стоячими валами.
Далее до правого притока р. Ковалдут - простой участок с шиверами NN 183 - 186 и порогом N187. Прошли без просмотра и зачалились перед устьем р. Ковалдут к левому берегу для осмотра шиверы N188.
Шивера N188. Мощная шивера с обилием камней. Более чистые проходы в левой половине русла. Мы зашли в шиверу в правой половине русла, а затем ушли в левую. Через 50 метров простая шивера N189, затем чалка к левому берегу перед левым поворотом для осмотра порога N190.
Порог N190. Резкое сужение русла, много камней. Прошли в левой половине русла. Затем плесовый участок 200 метров, в конце которого чалка к левому берегу для осмотра шиверы N191.
Шивера N191. Длинная мощная шивера со сложным выходом. На последних 200 метрах после левого притока р. Караезо требуется сложная лавировка. Почти сразу за шиверой начинается порог. Перед резким правым поворотом необходима чалка к левому берегу для осмотра порога N192.
Порог N192. Расположен на правом повороте реки под левобережным бомом. В пороге много камней и сильный прижим к скалам левого берега. Прошли по центральной части русла.
Далее мы прошли без просмотра препятствия: N193 - прижим к правому берегу на крутом левом повороте; N194 - шивера перед крутым правым поворотом; N195 - прижим к правому берегу на крутом левом повороте; N196 - шивера средней сложности (начинается на плавном правом повороте, в русле камни, на выходе струя сжимается скалами до 12-15 метров и следует мощная 'бочка').
Сразу за шиверой начинается каньон Загадка, высота стен в котором достигает 50 метров. Длина каньона 500 метров, в нем два порога. От начала каньона до левого поворота препятствий нет, а за поворотом начинается порог Тесный. До этого поворота надо идти вдоль правого берега и чалиться перед поворотом к гряде камней, за которой довольно глубокая суводь и отвесная береговая стена. В этом месте чалка к правому берегу довольно сложна и зависит от уровня воды. В малую воду возможен подход непосредственно к правому берегу, минуя гряду. В среднюю воду и выше надо чалиться к гряде и нести вещи к берегу по пояс в воде вдоль правобережной стенки. В очень большую воду возможен проход судов между камнями гряды, и именно такой вариант был в нашем случае. На входе в каньон 2-й и 3-й экипажи остались у левого берега, а 1-й экипаж дошел до гряды камней и, пройдя через проход в гряде, зачалился и разгрузился на правом берегу. Вытащив катамаран на берег, он дал сигнал на выход следующему экипажу. Так поочередно зачалились все экипажи.
Порог N197 - Тесный. Один из самых сложных на Башкаусе. Расположен под отвесной стеной левого берега. В русле несколько больших камней, крутое падение, узкие проходы. При нашем уровне воды проход под левым берегом исключался, а проход в правой половине русла вызывал сомнения, и мы решили обнести порог. Обнос короткий, но очень сложный и трудоемкий (фото 35). За порогом плес, на котором можно перечалиться к левому берегу в небольшую суводь перед порогом Калибр. В нашу воду суводь оказалась очень маленькой, и мы зачаливались к левому берегу поочередно, как перед Тесным. У порога Калибр хорошее место для стоянки и мы поставили здесь лагерь, отложив прохождение на следующий день.
26 июля мы продолжили сплав, начав его с прохождения порога Калибр.
Порог N198 - Калибр (фото 36, 37). Длина порога 50 метров, перепад - 3-4 метра. Порог представляет собой серию сливов через гряды камней и заканчивается сильным прижимом к скальной стене правого берега. Все наши экипажи зашли в порог в левой половине русла, затем ушли в центр и на выходе, прижавшись к самому большому камню последней гряды, отработали от прижима. 1-й экипаж страховали спасконцами, а два других экипажа страховал с воды первый экипаж, встав в 'тень' камня последней гряды порога.
Ниже каньона Загадка долина реки несколько расширяется. Препятствия становятся проще, и участок реки до порога Селевой мы прошли без просмотров с взаимной подстраховкой. На этом участке расположены шиверы N 199-201. Последняя из них частично подтоплена большим озером (фото 38), образовавшимся, как и порог Селевой, в результате схода селевого потока из распадка правобережного склона Башкауса. В конце озера чалка к правому берегу у основания селевого выноса.
Порог Селевой (фото 39). Расположен на прямом участке реки, где раньше располагались препятствия N 202-205 средней сложности, два из них имели названия Циклоида и Сюрприз. Порог Селевой самый сложный и опасный порог Башкауса. Очень большой перепад, в русле много выступающих и обливных камней, причем очень острых. Мы обнесли порог и продолжили сплав. Всю оставшуюся часть Нижнего ущелья мы прошли без просмотров.
Препятствия N206 - 213 - простые пороги и шиверы, хотя некоторые из них довольно мощные: пороги N 206, 209, 212, 213 и шивера N 207. Порог N 213 называется Москва - это последний порог Башкауса и на нем заканчивается Нижнее ущелье. Далее до устья Башкауса две слабые шиверы N 214 и215. Через 35 минут сплава от р. Чабдар мы зачалились к правому берегу сразу за автомобильным мостом. Здесь мы поставили лагерь, высушили и собрали снаряжение, а 28 июля за нами пришла машина ГАЗ-66, которая довезла нас прямо до железнодорожного вокзала г. Новосибирска.
Фотографии
Карты