При слове «музей» большинству детей на ум приходят смутные воспоминания о тихих помещениях, где нельзя шуметь, отвлекаться от рассказа экскурсовода и прикасаться к экспонатам. Сразу всплывает ощущение скованности и неловкости от строгого взгляда смотрителя, недовольного тем, что кто-то из ребят задел стекло витрины или (не дай бог!) сел в старинное кресло.

 Детский пытливый ум с трудом воспринимает информацию, если ее нельзя подкрепить ничем, кроме слов и вида неподвижного экспоната, закрытого стеклом. Ребенку необходимо наблюдать действие, сопровождаемое живым образным рассказом, а лучше – самому принимать участие в этом действии. Конечно, специфика большинства музеев не позволяет создавать интерактивные экспонаты, которые посетители могут не просто потрогать, но заставить работать, понаблюдать за процессом работы и увидеть тот или иной результат. Однако современное направление в развитии музейного дела подразумевает все большее вовлечение посетителя в процесс познания.

Государственный музей-заповедник «Гатчина» уже давно проводит для детей экскурсии-игры, в которых юные посетители не просто знакомятся с историей и культурой, но и сами принимают активное участие в захватывающей игре, сюжет которой построен на основе той или иной экскурсии.

 Научно-технические музеи изначально имеют большой потенциал для создания интерактивных зон. Поэтому, неудивительно, что одним из пионеров в этой области стал Политехнический музей в Москве. Узнав об открывшейся там интерактивной выставке «Энергия и энергетика», сотрудники музея Петербургского института ядерной физики не могли ее не посетить.

 Политехнический музей начал работу над этой выставкой два года назад. Проект осуществлялся при содействии британской компании BP (British Petroleum). Идеи экспонатов – плод совместного творчества российских специалистов, сотрудников музея и их британских коллег. В трех выставочных залах располагаются традиционные и интерактивные экспонаты. К сожалению, к концу выставки часть интерактивных экспонатов уже не работала – просто не выдержала энергии, с которой дети осваивали экспозицию.

 Однако все еще можно было проследить, откуда в розетке берется электричество, увидеть как бензин попадает на заправочную станцию, понять, с каким усилием требуется крутить педали экспоната, выполненного на основе велотренажера, чтобы загорелась лампочка, заработал телевизор или фен. Цель выставки – не просто ознакомить посетителей с основными этапами освоения человеком различных видов и источников энергии, состоянием современной энергетики и перспективами развития этой отрасли. Главное – донести до сознания человека, что на производство энергии, которую он потребляет, тратятся огромные средства и усилия. Представьте, что вам надо постоянно крутить педали велосипеда, чтобы лампочка в вашей комнате не погасла. Думаю, вы постараетесь не забыть выключить на ночь свет в коридоре или ванной.

 Работа выставки «Энергия и энергетика» завершилась 10 июня, однако, тем, кто не успел ее увидеть, не стоит расстраиваться – постоянные экспонаты Политехнического музея не менее интересны. Собрание музея, созданного в 1872 году, насчитывает более 130 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными памятниками науки и техники. Если вы собираетесь посетить музей с детьми – непременно загляните в «Игротеху» - экспериментальный образовательно-игровой экспозиционный зал. Здесь собраны разработанные в музее демонстрационные установки, раскрывающие физическую сущность механических, оптических и звуковых явлений, лежащих в основе создания различных технических средств. Кроме того, в музее постоянно проходят временные выставки, проводятся обзорные и тематические экскурсии, циклы лекций для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

О. Волкова

 
     

 

вернуться к списку статей